Поговорим подробнее о том, какими атрибутами должен обладать настоящий Center of Excellence (СоЕ). Они же будут и его отличиями J
Атрибуты СоЕ:
1. Цель деятельности (связанная со стратегией компании)
2. Ответственность и полномочия
3. Команда – лидер, follower’ы
4. Роли и их задачи
5. Стратегия развития компетенции
6. План активностей/карта активностей
7. База знаний
8. Известность внутри и вне компании
А теперь краткие комментарии о каждом.
1. Цель. У любого СоЕ должна быть цель – для чего он создан – с понятными критериями достижения. Это условие любого начинания в бизнесе.
Например, «с нуля» развить в компании компетенцию Х в условиях ее дефицита на рынке труда. Критерий – в каждом подразделении есть не менее двух специалистов, способных самостоятельно решать задачу Х. Или, внедрение в компании единых стандартов работы с Y. Критерий – все выпускаемые компанией продукты соответствуют требованиям.
Без цели невозможно будет измерить эффективность работы СоЕ.
2. Ответственность и полномочия. Ответственность СоЕ и его возможности (полномочия) должны быть четко определены и разделены менеджментом компании. В противном случае не будет смысла в существовании СоЕ и мотивация его участников быстро сойдет на нет.
СоЕ должен иметь влияние на решения в сфере своей компетенции и своей цели существования. Если внедрение стандартов – право требовать исполнения этих стандартов. Если обучение специалистов – право управлять своей частью бюджета обучения и пр.
3. Команда. Естественно у СоЕ должны быть своя команда – лидер и его последователи J Это не «фиксированные навсегда» люди. Основной состав СоЕ должен быть гибким и периодически обновляться.
4. Роли и их задачи. В любом СоЕ должен быть небольшой набор основных ролей, функционал которых определен целью и задачами существования СоЕ. Этот набор поможет новоиспеченной команде освоить полученную ответственность и полномочия. Вполне возможно, что по ходу развития СоЕ роли будут меняться.
Например, Лидер, Администратор базы знаний, Преподаватель, Спикер и др.
5. Стратегия развития компетенции. Это путь достижения стоящей перед СоЕ цели. Такая стратегия – результат собственной деятельности СоЕ, она не диктуется «сверху». Но она обязательно должна учитывать особенности культуры и системы управления компании, потребности других сотрудников.
6. План активностей/карта активностей. Иначе говоря, конкретный план реализации стратегии.
7. База знаний. Важное требование к СоЕ – сохранение компетенции и ее возобновляемость. Если после исчезновения СоЕ или ухода ряда его участников компетенция потеряна, значит, СоЕ не выполнил свою функцию. Поэтому среди активностей СоЕ должно быть резервирование знаний в самых разных формах, в том числе, и создание базы знаний, как места накопления всей информации по компетенции (стандарты, обучающие программы, результаты исследований и пр. должны быть собраны в одном месте и быть доступными всем желающим).
8. Известность внутри и вне компании. Коммуникационная задача СоЕ тоже очень важна. Чтобы стать источником информации для сотрудников, СоЕ должен быть им известен. А создание у компании имиджа «мастера» в какой-либо компетенции полностью состоит из умения СоЕ строить коммуникации с другими специалистами в своей области [1].
Конечно, это не исчерпывающий список. Но, думаем, если вы смогли поставить галочки напротив этих восьми пунктов, значит, вы смело можете заявлять, что у вас есть свой СоЕ. J
[1] Не стоит думать, что СоЕ должен забрать на себя функции PR и внешних коммуникаций компании в целом. Разумеется, СоЕ будет поддерживать репутацию компании только в своей узкоспецифической области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий