среда, 22 июня 2011 г.

Как измерить эффективность обучения?

Судя по количеству всевозможных статей, конференций и круглых столов, посвященных оценке эффективности обучения, это чуть ли не самая популярная тема. Поэтому не могу ее обойти своим вниманием J
В основном для оценки эффективности обучающих мероприятий нам предлагается использовать модель Кирпатрика. 4 уровня оценки:
1.       эмоциональная оценка сразу после мероприятия,
2.       оценка запоминания теоретического материала при помощи тестов,
3.       оценка изменения поведения спустя какое-то время и
4.       оценка изменения показателей эффективности деятельности, например, на конец отчетного периода.
Также пятым уровнем предлагается добавить ROI.
Иногда мне встречаются обучения, где все эти 4 уровня (и даже все 5) можно применить и получить от них то, что нам нужно – оценку эффективности. Например, при некоторых тренингах продаж в сфере FMCG. Но зачастую, надо признать, эти способы эти оценки не дают нужного результата.
Точнее так: первые два уровня позволяют косвенно предположить, что в будущем тренинг, возможно, будет иметь эффект. А третий, четвертый и ROI – либо вообще неприменимы, либо неактуальны.

Например, оценка эффективности тренинга по переговорам, целью которого было повышение объема продаж корпоративным клиентам. Понятное дело, что позитивные эмоции после тренинга и ответы на тестовые вопросы (типа, каковы ключевые принципы ведения переговоров или что такое "воронка продаж") никак не гарантируют нам достижение целей тренинга.
Можно просто, согласно четвертому уровню оценки эффективности, в конце квартала замерить объем продаж. Но как при этом отсечь все прочие факторы - сезонность, влияние изменений в обслуживающих продажи процессах, действия конкурентов, добавление новых продуктов в линейку...? Вряд ли на них можно "забить". То же касается и попыток измерить ROI обучения.
Пожалуй, самым действенным (и связывающим воедино все остальные уровни оценки) способом можно назвать оценку изменений в поведении учащихся. Но стоит только подумать о том, каких усилий будет стоить качественная оценка, и хочется идти мылить веревку :(

Как же измерить эту самую эффективность??? И тут я предложу вам радикальный подход: не измерять ее никакими способами, кроме отложенной качественной обратной связи от руководителя и участников J
Настоящую эффективность обучения можно только почувствовать, работая со своими сотрудниками «в полях». И не после первого же тренинга, а только спустя серию обучающих воздействий.

А что же при этом говорить собственнику бизнеса?! Ему же нужно мерить эффективность своих вложений.
На это у меня есть ответ:
Это тот момент, когда нужно сделать выбор:
·         или вы верите в то, что обучение нужно, и доверяете своему тренинг-менеджеру, потому что он обеспечивает эффективность обучения, или
·         честно себе признаетесь, что обучение не эффективно и не нужно тратить на него деньги.
И это только ваш выбор.
А вот на что стоит тратить свои силы, так это на повышение той самой неизмеримой эффективности обучения. Как – читайте в следующих постах ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий